Лизинг автомобилей с пробегом растет, несмотря на общее падение рынка

Лизинг подержанной техники вырос на 8% за 9 месяцев 2025 года и на 30% в сентябре

По данным Газпромбанк Автолизинг и маркетингового агентства НАПИ, динамика на рынке автолизинга вновь показала снижение. По итогам 9 месяцев общее падение рынка лизинга* новых и подержанных легковых автомобилей в штуках составило 38,6%. Однако в рамках ежемесячной динамики разрыв с прошлым годом продолжает сокращаться. Если в июле 2025 по отношению к июлю 2024 года количество лизинговых сделок было на 37,8% меньше, в августе – на 37,4%, а в сентябре – уже на 30,2% ниже прошлогодних показателей. При этом ежемесячные продажи техники стабилизировались за последний квартал на уровне 25 тысяч единиц.

Итоги 9 месяцев

За январь-сентябрь 2025 года представители бизнеса приобрели в лизинг 197,9 тыс. автомобилей (140,4 тыс. новых и 57,5 тыс. с пробегом) по сравнению с 322,4 тыс. годом ранее (269,1 тыс. новых и 53,3 тыс. с пробегом).

На фоне общего падения рынка (-38,6%) рост демонстрирует сегмент с пробегом. Так, если за девять месяцев лизинг новых автомобилей снизился на 47,8%, то лизинг подержанных ТС вырос на 7,9%.

В сегменте лизинга б/у транспорта наибольший прирост показали лизинговые сделки на подержанные автобусы (+58,2%). Также выросли продажи в лизинг грузовых (+11,4%) и легковых автомобилей (+7,9%) и LCV (+3,5%).

В сегменте лизинга новой техники максимальная отрицательная динамика наблюдалась в сегментах прицепов (-71,6%) и грузовиков (-70,2%), а меньше всего продажи в лизинг просели у легкового (-39,8%) и легкого коммерческого (-27,8%) транспорта.

Лизинговые сделки по типу ТС

В общем объеме лизинговых сделок в январе-сентябре 2025 года 54% пришлось на легковые ТС, 18,8% – на грузовые, 17,4% – на LCV**, 7,7% – на прицепы, 2% — на автобусы. Доля легкового транспорта выросла за год на 4,3 п.п., LCV – на 3,2 п.п., автобусов – на 0,3 п.п. Доля грузового транспорта и прицепов, наоборот, упала – на 5,1 п.п и 2,8 п.п соответственно.

Проникновение лизинга в корпоративные продажи

Доля лизинга в корпоративных продажах новых автомобилей продолжила снижаться – падение c 53% до 40% за 9 месяцев 2025 и 2024 гг. С начала года бизнес купил в лизинг 43,9% новых грузовых и 59,9% легковых ТС, 45,5% прицепов, 39,5% автобусов и 53% LCV. Годом ранее эти цифры были выше: в 2024 году в лизинг предприниматели взяли 67,2% грузовых и 66,7% легковых ТС, 68,5% прицепов, 35,1% автобусов и 55,7% LCV.

Доля лизинга в корпоративных продажах подержанной техники держится на прошлогодних уровнях: чуть более четверти техники с пробегом в автопарках компаний оформляется в лизинг (27,6% и 28,5% за 9 месяцев 2024 и 2025 гг. соответственно). Чаще покупать ТС с пробегом в лизинг стали в сегменте легковых автомобилей (+1,5 п.п.) и автобусов (+5,5 п.п.).

Итоги сентября

В сентябре 2025 года представители бизнеса оформили в лизинг 25 тыс. новых и подержанных легковых автомобилей, что на 30,2% меньше, чем в сентябре 2024 года. Сделки на первичном рынке сократились на 41,6% до 17,6 тыс. автомобилей, тогда как на вторичном – выросли на 30,3%, до 7,4 тыс. автомобилей.

На фоне общего спада на рынке автолизинга немного лучше в сентябре себя чувствовали сегменты лизинга легких коммерческих (-13,4%) и легковых автомобилей (-25,6%). Наибольшее падение продемонстрировали сегменты лизинга грузовиков (-45,5%), прицепов (-44,3%) и автобусов (-31,2%).

«В июле-сентябре текущего года автомобильный лизинг стабилизировался вокруг отметки в 25 тыс. автомобилей в месяц. Это выше, чем в предыдущие месяцы, за исключением апреля. Тем не менее пока устойчивого роста нет в отличие от автокредитования, где с июня наблюдается стабильной рост от месяца к месяцу», — отметила генеральный директор НАПИ Татьяна Арабаджи.

«Сегодня на рынке мы наблюдаем умеренное оживление в преддверии более ощутимых шагов регулятора в направлении изменения уровня ключевой ставки. Она снижается гораздо медленнее, чем хотел бы рынок, и на конец года скорее всего составит в базовом сценарии 16%, в оптимистичном – 14%. Именно последний вариант даст серьезный импульс рынку к восстановлению, однако он скорее маловероятен. В базовом сценарии рынок будет демонстрировать установившиеся объемы продаж на уровне 24-25 тысяч единиц вплоть до конца 2025 года», — поделился руководитель Управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг Александр Корнев. 

Лизинг* новых и подержанных автомобилей, тыс. шт.  по типам техники

Тип ТС 2024 сентябрь 2025 сентябрь Динамика
сентябрь 2025/2024
2024 (01-09) 2025 (01-09) Динамика
(01-09) 2025/2024
Легковые 18,2 13,5 -25,6% 160,1 106,9 -33,3%
Грузовые 8,4 4,6 -45,5% 77,0 37,3 -51,6%
LCV** 5,4 4,7 -13,4% 45,7 34,5 -24,6%
Прицепы 3,4 1,9 -44,3% 34,0 15,3 -54,9%
Автобусы 0,6 0,4 -31,2% 5,6 4,0 -29,1%
Всего 35,9 25,0 -30,2% 322,4 197,9 -38,6%

 

Лизинг* новых и подержанных автомобилей, тыс. шт. по типам ТС

Категории ТС 2024  сентябрь 2025 сентябрь Динамика
сентябрь
2025/2024
2024 (01-09) 2025 (01-09) Динамика 
(01-09) 2025/
2024
Новые 30,2 17,6 -41,6% 269,1 140,4 -47,8%
Подержанные 5,7 7,4 30,3% 53,3 57,5 7,9%
Всего 35,9 25,0 -30.2% 322,4 197,9 -38,6%

_______________
*оперативный и финансовый (без учета спецтехники)
** автомобили с полной массой до 6 т включительно, в т.ч. пикапы

Источник данных: НАПИ


СКАЧАТЬ файл >>>