Рынок автолизинга потерял 40% за первое полугодие

По данным Газпромбанк Автолизинг и маркетингового агентства НАПИ, рынок лизинга* новых и подержанных легковых и коммерческих автомобилей по итогам 1 полугодия 2025 года снизился на 40,3% в штуках. При этом в июне 2025 года количество сделок составил всего лишь половину объемов прошлогоднего периода (-49,6%), оказавшись самым неудачным месяцем для рынка.

Итоги полугодия

За январь-июнь 2025 года представители бизнеса приобрели в лизинг 123,8 тыс. автомобилей (88,4 тыс. новых и 35,4 – с пробегом) по сравнению со 207,4 тыс. годом ранее (172,7 тыс. — новых, 34,7 тыс. – с пробегом).

Совокупное падение рынка (-40,3%) вновь поддержал сегмент с пробегом: лизинг новых автомобилей снизился за этот период на 48,8%, лизинг ТС с пробегом вырос на 2,2%. Соотношение сделок на рынке лизинга новой и подержанной техники продолжает смещаться в сторону вторичного рынка —  71% к 29% (83% к 17% — годом ранее).

Также выросла доля лизинга в корпоративных продажах поддержанных автомобилей — на 0,5 п.п, до 26,0%. В то же время на рынке новой техники доля лизинга сократилась на 8,0 п.п, до 58,9%.

Максимальную отрицательную динамику по сделкам в результате двух кварталов показал сегмент прицепов (-57%) и грузовиков (–52,4%). Лизинг легковых автомобилей снизился на 35%, LCV – на 27,7%, автобусов – на 16%.

В общем объеме лизинговых сделок в первом полугодии 53,2% пришлись на легковые автомобили, 19,4% — на грузовые, 17,3% — на LCV**, 7,9% – на прицепы, 2,2% — на автобусы. Доля легкового транспорта и LCV выросла на 4,4 п.п и 3,1 п.п соответственно.

Итоги июня

В июне представители бизнеса оформили в лизинг 19,1 тыс единиц техники – 32% с пробегом и 68% новой (16% и 84% годом ранее). Сделки на первичном рынке сократились на 59,1%, на вторичном —  выросли на 0,9%.

Хуже всего в первый летний месяц себя чувствовали сегменты прицепов (-64,6%), автобусов (-62%) и грузовиков (–59,7%). Лизинг легковых автомобилей снизился на 44,4%, LCV – на 36,6%.

В общем объеме лизинговых сделок в июне 2025 года 54,0% пришлись на легковые автомобили, 19,5% — на грузовые, 17,4% — на LCV**, 7,3% – на прицепы, 1,7% — на автобусы. Доля легкового транспорта и LCV выросла на 5,0 п.п и 3,5 п.п соответственно.

«Динамика сегмента автолизинга в первом полугодия в целом соответствовала макроэкономическим трендам и ситуации на авторынке.  Вплоть до второй декады июня мы наблюдали пиковые значения ключевой ставки и соответствующую реакцию бизнеса на условия финансирования. В июне ставку опустили с 21% до 20%, в июле — до 18%, а к концу года мы надеемся увидеть значения в диапазоне 15–16%. И, конечно, это отразится на условиях лизинга, простимулировав отложенный спрос.  Очевидный тренд на снижение отрицательной динамики в сегменте автолизинга мы скорее всего увидим уже в августе», — отметил директор по продажам Газпромбанк Автолизинг Николай Фомин.

«Мы надеемся, что снижение ключевой ставки, начавшееся в июне, приведет к оживлению как автомобильного рынка, так и рынка лизинга. Разумеется, ситуация будет меняться постепенно. Однако в случае дальнейшего снижения ставки можно рассчитывать на ускорение темпов восстановления авторынка. Положительные изменения мы ожидаем увидеть в конце лета – начале осени», — отметила директор НАПИ Татьяна Арабаджи.

Лизинг* ТС в разрезе сегментов, тыс. шт. 

Тип ТС 2024 июнь 2025 июнь Динамика

2025 июнь/

2024 июнь

2024 (01-06) 2025 (01-06) Динамика

2025 (01-06)/

2024 (01-06)

Легковые 18,6 10,3 -44,4% 101,3 65,9 -35,0%
Грузовые 9,2 3,7 -59,7% 50,4 24,0 -52,4%
LCV** 5,2 3,3 -36,6% 29,5 21,4 -27,7%
Прицепы 3,9 1,4 -64,6% 22,9 9,8 -57,0%
Автобусы 0,9 0,3 -62,0% 3,3 2,7 -16,0%
Всего 37,8 19,1 -49,6% 207,4 123,8 -40,3%

 

Лизинг* новых и подержанных автомобилей, тыс. шт. 

Новые/

Подержанные

2024 июнь 2025 июнь Динамика

2025 июнь/

2024 июнь

2024 (01-06) 2025 (01-06) Динамика

2025 (01-06)/

2024 (01-06)

Новые 31,8 13,0 -59,1% 172,7 88,4 -48,8%
Подержанные 6,0 6,1 0,9% 34,7 35,4 2,2%
Всего 37,8 19,1 -49,6% 207,4 123,8 -40,3%

*оперативный и финансовый (без учета спецтехники)
** автомобили с полной массой до 6 т включительно, в т.ч. прицепы


СКАЧАТЬ файл >>