Хабы как способ реализации стоков. ГК Интерлизинг


В 2025 году рынок лизинга столкнулся с значительным вызовом в виде роста стоков. В качестве способа работы с проблемными активами ряд лизинговых компаний выбрали создание хабов. Целесообразность открытия данных площадок и их влияние на стоки маркетинговое агентство НАПИ обсудило с Сергеем Шишкиным, директором по правовым вопросам и работе с проблемными активами ГК Интерлизинг.

— Что представляют из себя данные площадки?

— Хаб в том виде, в котором его анонсировали в 2025 году ряд участников рынка лизинговых услуг, представляет собой авторизованную стоянку. Она готовит актив к продаже, фотографирует его, организует экспозицию и показывает потенциальным покупателям. Кроме того, там же сотрудники сразу оформляют сделки по продаже указанного имущества (за деньги или в лизинг). По сути, это либо обособленное подразделение лизинговой компании, либо организация-партнер, которая осуществляет полный цикл реализации изъятого предмета лизинга.

Многие лизинговые компании имеют авторизованные стоянки в крупных городах, куда попадает изъятая техника, и где оказывают допуслуги (мойка, фотографирование, запуск двигателя, зарядка аккумуляторов, подкачка шин и т.п.). Однако далеко не у каждой компании есть хаб с полноценной предпродажной подготовкой и сопровождением продажи актива.

— Когда открытие хаба является оптимальным решением?

— Целесообразность открытия хаба «полного цикла» определяется объемом стока. Если у лизинговой компании несколько сотен изъятых активов в одном регионе, то это может быть оправданно. Если пара десятков – нет, т.к. операционные затраты на поддержание работоспособности хаба и логистические расходы на перевозку техники к ближайшему хабу могут превышать пределы окупаемости подобной площадки. 

— Какова в 2025 году была ситуация со стоками у лизинговой компании «Интерлизинг» и как Вы предпочли с ними работать?

По мнению некоторых аналитиков, на пике цифра стоков всех лизинговых компаний составляла порядка 50 тыс. единиц техники. При этом существенную часть этих стоков, около 30-40%, составляла грузовая техника. За прошлый год мы реализовали около 1 800 ед. техники по прямым сделками или со своим финансированием.

Наша компания пошла по пути расширения перечня допуслуг площадок хранения. Мы подбираем контрагентов, которые могут не только хранить изъятое имущество, но и оказывать на базе собственного бизнеса востребованные сервисные услуги нам и нашим клиентам.

— По Вашему мнению, какое влияние могло оказать открытие хабов на стоки?

— Пока влияние хабов на стоки достаточно ограничено, взрывного эффекта на объем продаж они не обеспечивают. Однако концептуально они могут создать хороший задел для продаж дополнительных услуг и увеличения финансового результата от реализации изъятой техники.

Сейчас большинство участников рынка идут по пути дисконтирования цены изъятого имущества. Скидка может быть разной в зависимости от компании, типа и вида актива, его технического состояния. В отдельных случаях до 30 % (ликвидационная скидка), чаще от 5 до 20%. Альтернатива дисконтированию цены – восстановление актива (в разумных пределах) и его продажа по верхней медиане рынка. Конкурентным преимуществом становится не цена, а качество актива.