«Мы столкнулись с вызовом»: как 2025 год повлиял на рынок лизинга

Иван Коровников, директор по развитию бизнеса ГК Альфа-Лизинг

В 2025 году рынок лизинга столкнулся со значительными испытаниями: высокая ключевая ставка, снижение покупательской способности клиентов, рост стоков. Как лизинговые компании адаптировались к непростым условиям, какие вопросы удалось решить, а какие останутся приоритетными и в следующем году маркетинговое агентство НАПИ обсудило с Иваном Коровниковым, директором по развитию бизнеса ГК Альфа-Лизинг.

— В 2024-2025 году большое количество техники досрочно сдавалось лизингополучателями, либо изымалось самими лизинговыми компаниями. В результате скопились значительные стоки. Какова ситуация со стоками сейчас?

— 2025-й год был объективно самым сложным для отрасли, потому что, с одной стороны, сильно сократился спрос. Конкуренция на рынке за этот ограниченный спрос была довольно высокая. С другой стороны, у всех лизинговых компаний вызревали портфели и, в связи с этим, рос собственный сток.

Текущий рыночный сток мы оцениваем в 50 тысяч транспортных средств. Это стоки у лизинговых компаний, которые мы можем посчитать по предложениям в открытых источниках: на сайтах лизинговых компаний и на классифайдах. По факту объем стоков существенно больше, просто лизинговые компании по-разному подходят к изъятию и выводу в продажу техники: кто-то сразу изымает и отдает в продажу, а кто-то придерживает изъятие в силу ограниченного спроса, необходимости обслуживания и хранения, делает клиентам реструктуризации, ищет цессионариев. В результате мы все не видим полной картины проблемы.

Но, в целом, 50 тысяч единиц стока— это значимый вызов для отрасли. Мы также с ним столкнулись. Вызов, прежде всего, заключался в том, что мы с практически с нуля начали развивать компетенцию реализации проблемных активов. Мы инвестировали много ресурсов в цифровой сток, создавали рабочие места, открыли крупные хабы полного цикла в Москве и Санкт-Петербурге и планируем открывать новые точки в следующем году.

Совсем недавно мы оцифровали цессию – переуступку лизинга, тоже один из важных инструментов в борьбе со стоками. Мы помогаем найти нового лизингополучателя через публикацию предложений на новой специальной онлайн-витрине или классифайдах, а также оформить переуступку прав документально с гарантией чистоты сделки. Такое решение позволяет клиентам быстрее выйти из действующего лизингового договора, не возвращая технику в сток лизинговой компании и без риска ухудшить свой кредитный рейтинг.

На текущий момент каждый третий автомобиль, который мы передаем в лизинг, приобретается из нашего собственного стока. При этом в следующем году задача по работе со стоками будет не менее приоритетной и значимой для всех лизинговых компаний.

— Существует ли угроза резкого роста стоков в 2026 году?

— Скорее нет. Основной рост пришелся на начало текущего года. Сейчас мы вышли на плато, то есть последние три месяца мы продаем изъятого имущества в 1,5 раза больше, чем изымаем у лизингополучателей. При этом стоки по-прежнему еще большие, трехмесячный отрезок недостаточно улучшил общий результат, при котором ранее девять месяцев изымалось больше, чем продавалось.

— Продолжая говорить о стоках, можно ли утверждать, что лизинг новой грузовой техники, спецтехники, прицепов-полуприцепов не будет расти из-за того, что клиенты предпочитают свежую подержанную технику из стоков?

— Только отчасти. Понятно, что большое количество предложений техники с пробегом так или иначе сказывается на новом бизнесе, но потребитель себя ведет по-разному. Например, в конце июля Росстандарт ввел запрет на выпуск в обращение ряда грузовых брендов. При этом мы увидели, что потребитель переключился не на покупку стока Альфа-Лизинга, а на другие бренды. В августе мы наблюдали рост продаж новой техники марок SHACMAN и КАМАЗ.

Преимущественно изъятую технику, то есть с пробегом, приобретает малый и микробизнес, а новую технику – средний и крупный бизнес в сегментах строительства и промышленности. Можно сказать, что предложение свежей б/у техники в большей мере «заткнет дыры» по каким-то отдельным позициям, например, в санкционных брендах и у микробизнеса, у которого значительно более старый и изношенный парк.

— Переключимся на другие предметы лизинга. Насколько сейчас прибылен лизинг оборудования и недвижимости?

— Мы в своей рознице преимущественно сфокусированы на автотранспортных средствах и спецтехнике. Доля оборудования в нашем портфеле порядка 3%, но мы смотрим на эту нишу и планируем развиваться в данном сегменте. Например, у нас действует продукт по оборудованию в сегменте металлообработки, при котором мы предоставляем клиентам 10% аванс. На наш взгляд, это позволяет клиентам растить свой бизнес, не отвлекая значимую часть оборотных средств, что актуально в условиях ограничений свободной ликвидности.

— Говоря о программах льготного лизинга, достаточно ли их сейчас для поддержания привлекательности лизинговых предложений или поддержку необходимо расширять?

— Мы принимаем активное участие в программах господдержки. Все программы, которые оказываются на федеральном и региональном уровне, безусловно, помогают поддержать транспортные средства локального производства и делают лизинг более доступным. У нас наибольшим спросом среди клиентов пользуются две программы. Первая программа –«Колесная техника» от Минпромторга. Стоит отметить, что Минпромторг хорошо прогнозирует объемы, выделяет достаточное количество лимитов для того, чтобы поддерживать и российских автопроизводителей, и потенциальных лизингополучателей. Вторая программа субсидирования от Республики Беларусь. Сами по себе субсидии – это классный инструмент продаж и реальная ценность, которую клиенты видят в лизинговой компании. У нас в этом году субсидией воспользовались чуть более двух тысяч клиентов.

— Уже в январе будущего года НДС увеличится с 20% до 22%. Видят ли лизинговые компании в этом проблему, и как это повлияет на текущие договоры?

— Это точно не пройдет незаметно. Я бы выделил несколько аспектов. Первый аспект — это доработка учетных систем и бизнес-процесса компании, привлечение ресурсов на автоматизацию. Во-вторых, НДС окажет влияние на лизингополучателей, накладывая на них повышенную нагрузку. В-третьих, значительное влияние на компании сегмента МСБ окажет снижение порога для обязательной уплаты НДС. У нас есть клиенты, которые находились на упрощенной системе налогообложения. Сейчас изменились лимиты доходов, при которых они должны начать выплачивать НДС.  Их увеличение НДС коснется в большей степени, потому что повысит долговую нагрузку и потребует дополнительных ресурсов.

— Каков прогноз по рынку лизинга на 2026 год?

— Мы считаем, что рынок лизинга будет расти, темпы составят порядка 10-12%. Наибольшее влияние будут оказывать главные факторы – денежно-кредитная политика и экономика. Если верить прогнозам экономистов, в следующем году произойдет существенное снижение ключевой ставки. Это должно спровоцировать отложенный спрос, который даст определенный импульс для роста рынка. В этом году наши продажи при каждом изменении ключевой ставки росли ежемесячно на 5-7%.

Еще одним потенциальным драйвером для отрасли может стать лизинг для физических лиц. В этом кроется значимый потенциал. Однако для этого нужны послабления в фискальной политике, а шанс того, что НДС по лизингу для физических лиц будет отменен, пока стремится к нулю.

Вызовы остаются отчасти теми же, что и были в текущем году. Первое – это работа со стоками. Второй задачей для себя мы видим цифровизацию процессов внутри компании, так как это помогает нарастить и сервисную составляющую, и продуктивность. Поэтому мы инвестируем в цифровизацию и в развитие искусственного интеллекта. Третье – это непроцентный доходы от дополнительных сервисов. Вот с этими задачами мы продолжим работать в 2026 году.

И отмечу еще одно, в этом году мы инициировали создание лизингового делового клуба на базе Московской школы управления «Сколково». Он задуман как площадка для выпускников и слушателей, предпринимателей, представителей автобизнеса, финансов, которые хотят глубже разбираться в лизинге, обсуждать реальные бизнес-кейсы и получать экспертную поддержку. Поэтому призываем всех коллег, которым интересно развиваться в сфере лизинга, вступать и принимать активное участие в дискуссиях.

— Недавно стало известно, что Альфа-Банк приобрел лизинговую компанию «Европлан». Как будет строиться стратегия работы на рынке лизинговых компаний «Европлан» и «Альфа-Лизинг»?

— Новость действительно свежая и многих интересует. Могу сказать, что это значимая покупка для Альфа-Банка, которая поможет ему нарастить клиентскую базу, диверсифицировать лизинговый портфель и удвоить свою долю на текущем рынке. О какой-то стратегии объединения компаний говорить еще очень рано.

Альфа-Лизинг продолжит свою работу, фокусируясь на продуктовой линейке, цифровизации сервиса, внедрении искусственного интеллекта и технологий. Будем развивать инфраструктуру и наращивать производительность.

Источник изображений: ГК Альфа-Лизин